ПОРТАЛ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ПОРТАЛ РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКИ

МИНСКИЙ ОБЛИСПОЛКОМ

КОМИТЕТ ПО ТРУДУ, ЗАНЯТОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ МИНСКОГО ОБЛИСПОЛКОМА

СМОЛЕВИЧСКИЙ РАЙИСПОЛКОМ

ГОД КАЧЕСТВА

СТРАНИЧКА ПСИХОЛОГА

В настоящее время у нас работают 2 психолога:

 

Канюшик Ирина Викторовна, т. 28171

20 ноября 2024 г.

Современная подростковая жизнь наполнена вызовами, и иногда эмоциональная нагрузка становится непосильной. Важная тема, с которой родители часто сталкиваются, — это угроза суицидальных мыслей у подростков.

По данным ООН в последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток
и завершённых самоубийств среди детей и подростков.

Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвёртое среди основных причин потенциальной потери жизни.

Самоубийство – слишком кардинальный
и противоестественный шаг. Решение его совершить появляется не мгновенно. Как правило,
ему предшествует продолжительный период волнений и переживаний, борьбы мотивов, поиска выхода
из сложившейся ситуации

Различают три основных вида суицида:

  • истинный суицид – осознанные действия, направленные на совершение акта самоубийства, лишение себя жизни.
  • демонстративный суицид с желанием умереть не связан. Это скорее способ обратить внимание других на свои проблемы, своеобразный призыв о помощи, шантаж;

скрытый, или непрямой, суицид – это завуалированное самоубийство, саморазрушающее поведение, направленное на резкое либо постепенное снижение длительности своей жизни. Это своеобразная игра со смертью (осознанное употребление в больших дозах алкоголя, никотина, сильных наркотиков, занятие экстремальными видами спорта, самоизоляция). 

 

Типы суицидального поведения:

  • демонстративного суицидального поведения является обращение внимания других
    на себя и свои проблемы. Это своего рода крик о помощи. Таким образом человек хочет показать окружающим, как ему трудно справляться с жизненными ситуациями. Способы демонстративного суицидального поведения чаще всего проявляются в виде отравления неядовитыми лекарственными препаратами, порезов вен, изображения повешения.
  • аффективному типу суицидального поведения относятся суицидальные действия, совершённые под влиянием ярких эмоций. В таких случаях человек не имеет чёткого плана действий, а поступает импульсивно под воздействием сильных негативных эмоций. При аффективном суицидальном поведении чаще всего прибегают
    к отравлению токсичными и сильнодействующими препаратами, попыткам повешения.
  • Истинное суицидальное поведение отличается продуманным планом действий.

В таком случае человек готовится к совершению суицидального поступка. При таком типе суицидального поведения часто оставляют предсмертные записки (прощальные, обвиняющие, с объяснением своего поступка). Такие суицидальные попытки часто заканчиваются летальным исходом, так как эти действия являются хорошо продуманными. При истинном суицидальном поведении чаще прибегают
к спрыгиванию с высоты или повешению.

Суицидальное поведение детей и подростков – этапный процесс, включающий разнообразные проявления психической деятельности, направленные
на самоубийство. Внутренняя суицидальная активность (мысли, фантазии, продумывание способов совершения суицида) предшествует внешним проявлениям – поступкам, целью которых является лишение себя жизни.

Для суицидента характерны переживание беспомощности и безнадёжности, невыносимость страданий, искажённое восприятие реальности. Безрезультатный поиск выхода из сложившейся ситуации, аутоагрессия.

В детском возрасте суицидальное поведение связано с желанием избежать стрессовых ситуаций или наказания. Дети и подростки не всегда осознают необратимость своих суицидальных действий. Зачастую у них отсутствуют навыки совладания со стрессом, депрессией. Детей, совершающих суицидальные действия, отличает повышенная впечатлительность, внушаемость, импульсивность, колебание настроения, страх, гнев, желание наказать себя или других. Поэтому суициды подростков часто носят демонстративный характер. Чаще всего они совершаются после ссор или в конфликтных ситуациях (со взрослыми или сверстниками). Зачастую целью суицидальных действий детей или подростков является шантаж. Более половины детских и подростковых суицидов совершаются на фоне аффективных реакций
или психических расстройств.

Причины суицидов у детей и подростков:

  • несформированное понимание смерти;
  • депрессивные состояния;
  • дисгармония в семье;
  • саморазрушающее поведение (употребление алкоголя, наркотиков);
  • ранняя половая жизнь часто приводит к ранним разочарованиям: наступление нежеланной беременности, расставание с любимым.
  • реакция протеста при нарушении взаимоотношений со взрослыми, сверстниками.

Признаки суицидального поведения в детском и подростковом возрасте:

  • частые соматические недомогания (головные боли, хроническая усталость, повышенная сонливость или, наоборот, бессонница, боли в животе);
  • потеря аппетита или импульсивное обжорство;
  • нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы;
  • пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;
  • внезапные приступы гнева, часто возникающие из-за мелочей;
  • появление ощущения скуки в привычном окружении, выполнении работы, ранее доставлявшей удовольствие;
  • уход от контактов, превращение в «человека- одиночку», изоляция от друзей, семьи;
  • постоянное чувство одиночества, бесполезности, грусти, вины;
  • погружённость в размышления о смерти;
  • отсутствие планов на будущее.
  • суицидальным подросткам присущи амбивалентные чувства: они одновременно испытывают безнадёжность и надеются на спасение.
  • Прежде неряшливый ребёнок вдруг начинает наводить порядок в своих вещах. Раздача ценных вещей, приведение своих дел в порядок
  • Привлечь внимание взрослых и насторожить их должно и прощание ребёнка, выраженное, например, в форме благодарности за помощь в разное время жизни.
  • Насторожить взрослых должны и рассуждения на тему «Я никому не нужен», фантазии на тему собственной смерти, чрезмерное внимание к мотивам смерти в литературе, музыке.

В случае принятия подростком решения покончить с собой и составлении конкретного плана суицидальных действий мысли на эту тему перестают его мучить, появляется избыток энергии. Таким образом, состояние прилива сил может быть опаснее, чем глубокая депрессия.

Взрослым следует быть особенно внимательными и срочно предпринимать меры, заметив у ребёнка или подростка признаки подготовки к самоубийству.

К «группе риска» по суицидальным действиям можно отнести следующих детей и подростков:

  • дети и подростки из семей, в которых были случаи суицидов;
  • дети и подростки из социально-неблагополучных семей;
  • сверхкритичные к себе дети и подростки;
  • страдающие от хронических или смертельных болезней, испытанных унижений или трагических утрат, покинутые окружением дети и подростки;
  • дети и подростки с затяжным депрессивным состоянием;
  • фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами и реальными достижениями в жизни;
  • дети и подростки с нарушенными межличностными отношениями;
  • дети и подростки, злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, с девиантным поведением.

Эти дети требуют к себе особо тщательного внимания со стороны взрослых. Так или иначе они все нуждаются в помощи со стороны взрослых, хотя сами зачастую этого не осознают.

ЗА ЛЮБОЕ СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ РЕБЁНКА В ОТВЕТЕ ВЗРОСЛЫЕ.

Прежде всего взрослые должны интересоваться делами ребёнка, разговаривать с ним, задавая вопросы о его состоянии, строить планы на будущее.
Это общение должно быть позитивным. Так же благотворно на психическом состоянии сказывается занятие новыми делами.

Родителям необходимо установить доверительные отношения с подростком. Одна из основных причин, по которой подростки не делятся своими переживаниями с родителями, заключается в недостаточном уровне доверия в семье. Родители часто пытаются контролировать жизнь детей, при этом забывая об их эмоциональных потребностях. Чтобы выстроить доверительные отношения с подростком, важно изменить подход к общению. В первую очередь, родителям нужно научиться слушать подростка без осуждения и с уважением к его мнению. Порой проблемы, которые кажутся взрослым незначительными, для подростков могут быть чрезвычайно важными. Искренний интерес к жизни подростка и простые вопросы вроде "Как ты?" могут создать ощущение безопасности и доверия. Не менее важно сохранять терпение, период взросления для подростков связан с поиском своего места в мире, и эмоциональные колебания неизбежны. Родители должны проявлять стойкость и готовность поддержать ребенка, даже если его поведение временами кажется трудным. Поддержка увлечений подростка также играет значительную роль в создании доверительных отношений. Важно показывать, что интересы ребенка ценятся, будь то хобби или увлечения, а не только школьные успехи и выполнение домашних обязанностей. Очень важно избегать сравнений подростка с другими детьми. Такие сравнения могут нанести ущерб самооценке и вызвать эмоциональное отдаление. Каждый подросток уникален, и важно признавать его достоинства. Наконец, родители должны поддерживать открытость в общении. Постоянная критика или обвинения могут привести к тому, что подросток замкнется в себе. Важно вести диалог на равных, слушать и показывать готовность поддержать в любой ситуации.

Как говорить с подростком о суициде?

Тема суицида — одна из самых сложных и деликатных, однако избегать
ее нельзя. Родители должны открыто обсуждать этот вопрос, чтобы подросток
не чувствовал себя одиноким в своих переживаниях. Подходить к таким разговорам осторожно и с пониманием. В первую очередь, важно использовать эмпатийный подход. Подростки нуждаются в поддержке, а не осуждении. Очень важно дать понять, что чувства подростка не являются причиной для стыда, что каждый человек может испытывать трудные эмоции, и это совершенно нормально. Открытый диалог также играет ключевую роль. Родителям нужно предложить обсудить тревожащие подростка темы, показать, что они готовы выслушать и помочь. Важно прояснить, как подросток воспринимает вопросы жизни и смерти, что он думает о суициде и как это соотносится с его нынешними переживаниями. Если подросток выражает суицидальные мысли, необходимо предложить ему профессиональную помощь. Обратиться к психологу или психиатру в такой ситуации — важный шаг, и это не должно восприниматься как признак слабости. Подростку нужно дать уверенность, что его откровения останутся конфиденциальными, если это не представляет угрозы для его жизни. Этот аспект помогает создать чувство безопасности, особенно если ребенок опасается осуждения.

Если подросток выражает желание покончить с собой, незамедлительно обращайтесь за профессиональной помощью. Необходимо обратиться к психологу, психиатру или другим специалистам, которые смогут оказать квалифицированную поддержку и предотвратить возможную трагедию. Важно вовремя распознавать тревожные сигналы и выстраивать доверительные отношения, чтобы дети чувствовали поддержку в самые трудные моменты своей жизни. Ведь именно взрослые могут стать для подростка опорой, которая поможет преодолеть трудности и найти верный путь
в жизни.


Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Есть вопрос или комментарий?..


Ваше имя Электронная почта
Получать почтовые уведомления об ответах:



Вернуться в раздел СТРАНИЧКА ПСИХОЛОГА

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ

Телефон 2-81-74 - звонки принимаются с 8.30 до 17.30 в рабочие дни

КРИЗИСНАЯ КОМНАТА

Телефон круглосуточного доступа - 8 044 753 23 32

ПРИЕМ ГРАЖДАН

СИТУАЦИОННАЯ ПОМОЩЬ ИНВАЛИДАМ

ЭКСТРЕННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИНВАЛИДОВ

ПРОФИЛАКТИКА ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ

-

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН

ЯСНЫЙ ЯЗЫК

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

ПЕРЕВОД САЙТА

-

СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА