ПОРТАЛ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ПОРТАЛ РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКИ

МИНСКИЙ ОБЛИСПОЛКОМ

КОМИТЕТ ПО ТРУДУ, ЗАНЯТОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ МИНСКОГО ОБЛИСПОЛКОМА

СМОЛЕВИЧСКИЙ РАЙИСПОЛКОМ

ГОД КАЧЕСТВА

СТРАНИЧКА ПСИХОЛОГА

В настоящее время у нас работают 2 психолога:

 

Канюшик Ирина Викторовна, т. 28171

20 ноября 2024 г.

 

При выявлении у ребёнка или подростка склонности
к суицидальному поведению необходимо срочно предпринимать меры
по предотвращению суицидальных действий. Оказать помощь в данной ситуации могут такие специалисты, как психологи, а при подозрении
на психическую патологию – психиатры. Взрослые должны понимать, чем они рискуют, оставив такого ребёнка без внимания
и соответствующей помощи.

В качестве профилактической работы по предотвращению суицидального поведения можно выделить следующие виды работы:

  • организация совместных действий семьи, школы, друзей
  • по оказанию социальной поддержки;
  • обучение социальным навыкам преодоления стресса;
  • проведение социально-психологических тренингов;
  • индивидуальные и групповые занятия по повышению самооценки, развитию адекватного отношения к себе;
  • обучение навыкам практического применения активной стратегии решения проблем.

Прежде всего, одной из важных социально значимых задач
для родителей, педагогов, психологов и социальных педагогов, работающих с детьми и подростками, является выявление суицидального риска и преодоление мифов общественного сознания о суицидальном поведении. 

Миф 1. Самоубийства совершают только психически нездоровые дети.

Истина заключается в том, что среди самоубийц психически нездоровых людей не больше, чем среди остального населения. 

Миф 2. Самоубийства являются исключительно импульсивным деянием, и помочь самоубийце в таком случае нельзя.

Истина заключается в том, что любое самоубийство – это логический итог неблагополучия личности в какой-либо из сфер его жизни. Любовь и внимание к проблемам ребенка может предотвратить роковой шаг. 

Миф 3. Ребенок, который пугает своих близких, никогда
не совершит суицид.

Истина в том, что ребенок, стоящий на грани самоубийства, может сделать это под влиянием сиюминутного аффекта.

Миф 4. Спасенные дети никогда больше не совершат попытку суицида.

Истина в том, что рано или поздно наступит повтор. Совершивший суицидальную попытку ребенок, как правило, в 50% случаев,
ее повторяет. В свою очередь, 50% из повторивших суицид заканчивают его «успешно». 

Миф 5. Нельзя разговаривать на тему суицида в присутствии детей, склонных к депрессии, т.к. такие разговоры могут спровоцировать суицид.

На самом деле, дети, имеющие суицидальные мысли, могут получать облегчение, разговаривая о своих чувствах, эмоциях. 

Миф 6. Снижению уровня самоубийств способствуют статьи
в СМИ, рассказывающие о том, как и почему было совершено то или иное самоубийство.

На самом деле, в средствах массовой информации, как правило, публикуется только сам факт совершения самоубийства, что не влияет
на количество самоубийств в различных возрастных группах. 

Миф 7. Существует тип людей, склонных к самоубийству; влечение к которому передается по наследству.

Это утверждение никем научно не доказано. 

Взрослым необходимо всегда серьезно относиться к любым детским угрозам, поэтому необходимо:

  • говорить с ребенком открыто и прямо;
  • говорить ребенку о своей любви к нему;
  • дать ребенку почувствовать, что вам не все равно, что происходит с ребенком;
  • слушать с чувством искренности и понимания;
  • прибегнуть к помощи «авторитетных людей» для оказания поддержки ребенку, нуждающемуся в помощи;
  • заключить «соглашение о не совершении самоубийства», условием которого будет обещание ребенка не причинять себе боль никоим образом;
  • подумать, кто может помочь ребенку (пригласить близкого человека, школьного педагога или психолога, т.е. человека, которому ребенок доверяет);
  • при необходимости пригласить врача-психотерапевта, который может вывести ребенка из кризисного состояния; при осложненных или критических ситуациях доставить его в ближайший психоневрологический диспансер или больницу;
  • просто остаться с ребенком рядом; если необходимо уйти, оставить его на попечение другого взрослого;

Ключевые моменты, которые необходимо донести подростку 

  • Выход есть. Здесь может быть очень жизнеутверждающим пример жизни психолога Виктора Франкла. В своей книге «Сказать жизни да!», он описал ужасы концлагеря, в котором находился во время Второй Мировой Войны. Будучи обычным заключенным, Франкл описал в этой книге то, как мучительная лагерная повседневность отражалась на душевном состоянии людей и о том, как воля к жизни и смысл жизни могут помочь выжить даже в самых невыносимых условиях, пережить самое темное время и остаться человеком.Донести (в доступной для понимания форме) ребенку информацию о том, что смерти нет – есть только фантазии и мысли, которые мы описываем с точки зрения живого человека. 
  • Следует рассмотреть вопрос об «эстетике смерти». Есть подростки и взрослые, ошибочно фантазирующие о том, что, после их смерти, родные (которых они «якобы» своей смертью наказали за что-либо) будут смотреть на них (как в художественном фильме). Это сильное заблуждение, так, как только для сцен из кинофильма показывают комбинированные съемки, в кадрах которых якобы повешенные или упавшие с высоты остаются без видимых изменений. Это только миф, очень опасный и с реальной жизнью никак не связанный. Если суицидальные мысли возникают с целью демонстрации суицидального поведения, то неплохо своевременно проинформировать подростков о том, что все люди (в любом возрасте), проявившие склонность к суициду, ставятся на учет в психиатрический диспансер. И состоя в нем на учете, могут поставить жирный крест на многих видах профессионального самоопределения. Такие люди уже не смогут работать, например,
    в МВД России, не смогут стать летчиками, спасателями и т.п. Можно отметить и тот факт, что нередки случаи, когда демонстративный суицидальный поступок принимал законченную форму и трагедию предотвратить не удавалось. 

Цели подростков, совершающих суицид:

  • Протест или месть. Суицидальное поведение подростков в виде «протеста» имеет цель нанести ущерб обидчику и отомстить ему
    по принципу: «когда я умру, вам будет хуже». В данном случае мысль о суициде возникает импульсивно, а конфликт имеет острый характер.
  • Призыв. Цель попытки самоубийства – получить помощь
    от окружающих чтобы изменить ситуацию. В данном случае суицидальное поведение также развивается остро, а попыткой суицида часто выступает самоотравление.
  • Избежание наказания/страдания. Попытка самоубийства
    в данном случае преследует цель избежать наказания
    при его угрозе, следовательно, психической и физической боли.
  • Самонаказание. Прибегнуть к суицидальной попытке заставляют либо переживания реальной вины, либо следствие надуманной вины.
  • Отказ. Подобный тип - «отказ» от жизни – наблюдается
    у психически больных подростков.

Большая часть подростков, планирующих самоубийство, занимаются с психологами и педагогами, посещают врачей и работников соц. служб достаточно длительное время с целью высказаться и быть выслушанным.

 Главными «инструментами» взрослых в оценке суицидального риска выступают:

беседа с ребенком;

постоянное наблюдение за подростком;

сторонняя информация, полученная от людей из близкого окружения;

психологические тесты.

В разговоре с ребенком превалируют следующие высказывания,
на которые важно обратить внимание:

  • меня не любят;
  • я не нужен, я бесполезный человек;
  • я не желаю никого видеть, и тем более общаться;
  • жизнь бессмысленна;
  • прощайте (это был мой последний визит);
  • не желаю жить;
  • я умираю;
  • я не способен это выносить

ПОМНИТЕ: Какие бы продуманные суицидальные планы
ни вынашивал ребёнок, на самом деле умирать он не хочет. Он хочет, чтобы кто-то сказал ему, что жить не так уж и плохо. И этим «кем-то» ОБЯЗАНЫ стать вы! Суицид не происходит
без предупреждения!

Большинство подростков, пытавшихся покончить с собой, почти всегда предупреждали о своем намерении: говорили, делали что-то такое, что служило намеком, предупреждением о том, что они оказались
в безвыходной ситуации и думают о смерти.

Советы для родителей по профилактике подростковых суицидов:

  • Открыто обсуждайте семейные и внутренние проблемы детей;
  • Помогайте своим детям строить реальные цели в жизни
  • и стремиться к ним;
  • Обязательно содействуйте в преодолении препятствий;
  • Любые стоящие положительные начинания молодых людей одобряйте словом и делом;
  • Ни при каких обстоятельствах не применяйте физические наказания;
  • Больше любите своих подрастающих детей, будьте внимательными и, что особенно важно, деликатными с ними;
  • От заботливого, любящего человека, находящегося рядом
  • в трудную минуту, зависит многое;
  • Самое главное, надо научиться принимать своих детей такими, какие они есть.

ПОЭТОМУ СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ ПРОСТ И ДОСТУПЕН: "ЛЮБИТЕ СВОИХ ДЕТЕЙ, БУДЬТЕ ИСКРЕННЕ И ЧЕСТНЫ
В СВОЁМ ОТНОШЕНИИ К СВОИМ ДЕТЯМ И К САМИМ СЕБЕ".

        Родители должны знать, что любое суицидальное поведение у ребенка начинается с депрессии. Поэтому предупреждение самоубийства ребенка следует начинать с профилактики и принятия мер по устранению упаднического настроения.

         Разговор «по душам» с собственным ребёнком – главный фактор его уверенности в том, что он сам – ценность в этом мире. А все обиды, разочарования, беды – ВСЁ ПРОЙДЁТ!

Рекомендации родителям :

  • С ребенком необходимо постоянно разговаривать, искренне интересоваться не только его состоянием, но и планами, нерешенными проблемами и трудностями.
  • В беседах с подростком родители должны его настраивать
    на «оптимистическую установку», вселять уверенность
    в достижении поставленных целей.
  • С ребенком необходимо говорить о будущем (в позитивном ключе), помогать разрешить возникшие трудности, анализировать
    их и искать оптимальные пути их преодоления.
  • Ни в коем случае в общении с подростком родителям
    не допускается упрекать его «постоянно недовольном виде
    и ворчании», сравнивать ребенка с другими, более успешными, бодрыми и положительными детьми.
  • Также следует стараться раскрыть ребенку в себе позитивные стороны и скрытые ресурсы личности.
  • Для повышения самооценки подростка допускается сравнения
    его «вчерашнего» с ним «сегодняшним» и настроить на еще более успешный вариант «подростка завтрашнего».

Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

Есть вопрос или комментарий?..


Ваше имя Электронная почта
Получать почтовые уведомления об ответах:



Вернуться в раздел СТРАНИЧКА ПСИХОЛОГА

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ

Телефон 2-81-74 - звонки принимаются с 8.30 до 17.30 в рабочие дни

КРИЗИСНАЯ КОМНАТА

Телефон круглосуточного доступа - 8 044 753 23 32

ПРИЕМ ГРАЖДАН

СИТУАЦИОННАЯ ПОМОЩЬ ИНВАЛИДАМ

ЭКСТРЕННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИНВАЛИДОВ

ПРОФИЛАКТИКА ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ

-

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН

ЯСНЫЙ ЯЗЫК

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

ПЕРЕВОД САЙТА

-

СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА