СТРАНИЧКА ПСИХОЛОГА
В настоящее время у нас работают 2 психолога:
Канюшик Ирина Викторовна, т. 28171
При выявлении у ребёнка или подростка склонности
к суицидальному поведению необходимо срочно предпринимать меры
по предотвращению суицидальных действий. Оказать помощь в данной ситуации могут такие специалисты, как психологи, а при подозрении
на психическую патологию – психиатры. Взрослые должны понимать, чем они рискуют, оставив такого ребёнка без внимания
и соответствующей помощи.
В качестве профилактической работы по предотвращению суицидального поведения можно выделить следующие виды работы:
- организация совместных действий семьи, школы, друзей
- по оказанию социальной поддержки;
- обучение социальным навыкам преодоления стресса;
- проведение социально-психологических тренингов;
- индивидуальные и групповые занятия по повышению самооценки, развитию адекватного отношения к себе;
- обучение навыкам практического применения активной стратегии решения проблем.
Прежде всего, одной из важных социально значимых задач
для родителей, педагогов, психологов и социальных педагогов, работающих с детьми и подростками, является выявление суицидального риска и преодоление мифов общественного сознания о суицидальном поведении.
Миф 1. Самоубийства совершают только психически нездоровые дети.
Истина заключается в том, что среди самоубийц психически нездоровых людей не больше, чем среди остального населения.
Миф 2. Самоубийства являются исключительно импульсивным деянием, и помочь самоубийце в таком случае нельзя.
Истина заключается в том, что любое самоубийство – это логический итог неблагополучия личности в какой-либо из сфер его жизни. Любовь и внимание к проблемам ребенка может предотвратить роковой шаг.
Миф 3. Ребенок, который пугает своих близких, никогда
не совершит суицид.
Истина в том, что ребенок, стоящий на грани самоубийства, может сделать это под влиянием сиюминутного аффекта.
Миф 4. Спасенные дети никогда больше не совершат попытку суицида.
Истина в том, что рано или поздно наступит повтор. Совершивший суицидальную попытку ребенок, как правило, в 50% случаев,
ее повторяет. В свою очередь, 50% из повторивших суицид заканчивают его «успешно».
Миф 5. Нельзя разговаривать на тему суицида в присутствии детей, склонных к депрессии, т.к. такие разговоры могут спровоцировать суицид.
На самом деле, дети, имеющие суицидальные мысли, могут получать облегчение, разговаривая о своих чувствах, эмоциях.
Миф 6. Снижению уровня самоубийств способствуют статьи
в СМИ, рассказывающие о том, как и почему было совершено то или иное самоубийство.
На самом деле, в средствах массовой информации, как правило, публикуется только сам факт совершения самоубийства, что не влияет
на количество самоубийств в различных возрастных группах.
Миф 7. Существует тип людей, склонных к самоубийству; влечение к которому передается по наследству.
Это утверждение никем научно не доказано.
Взрослым необходимо всегда серьезно относиться к любым детским угрозам, поэтому необходимо:
- говорить с ребенком открыто и прямо;
- говорить ребенку о своей любви к нему;
- дать ребенку почувствовать, что вам не все равно, что происходит с ребенком;
- слушать с чувством искренности и понимания;
- прибегнуть к помощи «авторитетных людей» для оказания поддержки ребенку, нуждающемуся в помощи;
- заключить «соглашение о не совершении самоубийства», условием которого будет обещание ребенка не причинять себе боль никоим образом;
- подумать, кто может помочь ребенку (пригласить близкого человека, школьного педагога или психолога, т.е. человека, которому ребенок доверяет);
- при необходимости пригласить врача-психотерапевта, который может вывести ребенка из кризисного состояния; при осложненных или критических ситуациях доставить его в ближайший психоневрологический диспансер или больницу;
- просто остаться с ребенком рядом; если необходимо уйти, оставить его на попечение другого взрослого;
Ключевые моменты, которые необходимо донести подростку
- Выход есть. Здесь может быть очень жизнеутверждающим пример жизни психолога Виктора Франкла. В своей книге «Сказать жизни да!», он описал ужасы концлагеря, в котором находился во время Второй Мировой Войны. Будучи обычным заключенным, Франкл описал в этой книге то, как мучительная лагерная повседневность отражалась на душевном состоянии людей и о том, как воля к жизни и смысл жизни могут помочь выжить даже в самых невыносимых условиях, пережить самое темное время и остаться человеком.Донести (в доступной для понимания форме) ребенку информацию о том, что смерти нет – есть только фантазии и мысли, которые мы описываем с точки зрения живого человека.
- Следует рассмотреть вопрос об «эстетике смерти». Есть подростки и взрослые, ошибочно фантазирующие о том, что, после их смерти, родные (которых они «якобы» своей смертью наказали за что-либо) будут смотреть на них (как в художественном фильме). Это сильное заблуждение, так, как только для сцен из кинофильма показывают комбинированные съемки, в кадрах которых якобы повешенные или упавшие с высоты остаются без видимых изменений. Это только миф, очень опасный и с реальной жизнью никак не связанный. Если суицидальные мысли возникают с целью демонстрации суицидального поведения, то неплохо своевременно проинформировать подростков о том, что все люди (в любом возрасте), проявившие склонность к суициду, ставятся на учет в психиатрический диспансер. И состоя в нем на учете, могут поставить жирный крест на многих видах профессионального самоопределения. Такие люди уже не смогут работать, например,
в МВД России, не смогут стать летчиками, спасателями и т.п. Можно отметить и тот факт, что нередки случаи, когда демонстративный суицидальный поступок принимал законченную форму и трагедию предотвратить не удавалось.
Цели подростков, совершающих суицид:
- Протест или месть. Суицидальное поведение подростков в виде «протеста» имеет цель нанести ущерб обидчику и отомстить ему
по принципу: «когда я умру, вам будет хуже». В данном случае мысль о суициде возникает импульсивно, а конфликт имеет острый характер. - Призыв. Цель попытки самоубийства – получить помощь
от окружающих чтобы изменить ситуацию. В данном случае суицидальное поведение также развивается остро, а попыткой суицида часто выступает самоотравление. - Избежание наказания/страдания. Попытка самоубийства
в данном случае преследует цель избежать наказания
при его угрозе, следовательно, психической и физической боли. - Самонаказание. Прибегнуть к суицидальной попытке заставляют либо переживания реальной вины, либо следствие надуманной вины.
- Отказ. Подобный тип - «отказ» от жизни – наблюдается
у психически больных подростков.
Большая часть подростков, планирующих самоубийство, занимаются с психологами и педагогами, посещают врачей и работников соц. служб достаточно длительное время с целью высказаться и быть выслушанным.
Главными «инструментами» взрослых в оценке суицидального риска выступают:
➢беседа с ребенком;
➢постоянное наблюдение за подростком;
➢сторонняя информация, полученная от людей из близкого окружения;
➢психологические тесты.
В разговоре с ребенком превалируют следующие высказывания,
на которые важно обратить внимание:
- меня не любят;
- я не нужен, я бесполезный человек;
- я не желаю никого видеть, и тем более общаться;
- жизнь бессмысленна;
- прощайте (это был мой последний визит);
- не желаю жить;
- я умираю;
- я не способен это выносить
ПОМНИТЕ: Какие бы продуманные суицидальные планы
ни вынашивал ребёнок, на самом деле умирать он не хочет. Он хочет, чтобы кто-то сказал ему, что жить не так уж и плохо. И этим «кем-то» ОБЯЗАНЫ стать вы! Суицид не происходит
без предупреждения!
Большинство подростков, пытавшихся покончить с собой, почти всегда предупреждали о своем намерении: говорили, делали что-то такое, что служило намеком, предупреждением о том, что они оказались
в безвыходной ситуации и думают о смерти.
Советы для родителей по профилактике подростковых суицидов:
- Открыто обсуждайте семейные и внутренние проблемы детей;
- Помогайте своим детям строить реальные цели в жизни
- и стремиться к ним;
- Обязательно содействуйте в преодолении препятствий;
- Любые стоящие положительные начинания молодых людей одобряйте словом и делом;
- Ни при каких обстоятельствах не применяйте физические наказания;
- Больше любите своих подрастающих детей, будьте внимательными и, что особенно важно, деликатными с ними;
- От заботливого, любящего человека, находящегося рядом
- в трудную минуту, зависит многое;
- Самое главное, надо научиться принимать своих детей такими, какие они есть.
ПОЭТОМУ СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ ПРОСТ И ДОСТУПЕН: "ЛЮБИТЕ СВОИХ ДЕТЕЙ, БУДЬТЕ ИСКРЕННЕ И ЧЕСТНЫ
В СВОЁМ ОТНОШЕНИИ К СВОИМ ДЕТЯМ И К САМИМ СЕБЕ".
Родители должны знать, что любое суицидальное поведение у ребенка начинается с депрессии. Поэтому предупреждение самоубийства ребенка следует начинать с профилактики и принятия мер по устранению упаднического настроения.
Разговор «по душам» с собственным ребёнком – главный фактор его уверенности в том, что он сам – ценность в этом мире. А все обиды, разочарования, беды – ВСЁ ПРОЙДЁТ!
Рекомендации родителям :
- С ребенком необходимо постоянно разговаривать, искренне интересоваться не только его состоянием, но и планами, нерешенными проблемами и трудностями.
- В беседах с подростком родители должны его настраивать
на «оптимистическую установку», вселять уверенность
в достижении поставленных целей. - С ребенком необходимо говорить о будущем (в позитивном ключе), помогать разрешить возникшие трудности, анализировать
их и искать оптимальные пути их преодоления. - Ни в коем случае в общении с подростком родителям
не допускается упрекать его «постоянно недовольном виде
и ворчании», сравнивать ребенка с другими, более успешными, бодрыми и положительными детьми. - Также следует стараться раскрыть ребенку в себе позитивные стороны и скрытые ресурсы личности.
- Для повышения самооценки подростка допускается сравнения
его «вчерашнего» с ним «сегодняшним» и настроить на еще более успешный вариант «подростка завтрашнего».
Количество просмотров:
Вернуться в раздел СТРАНИЧКА ПСИХОЛОГА